четверг, 2 октября 2014 г.

Основные тенденции и условия мирового финансового рынка за сентябрь 2014 года

После достигнутых бычьим рынком максимумов в сентябре американские акции (SPX) потеряли на этой неделе 1%, возглавляют это падение компании с малой капитализацией (RUT), которые потеряли очередные 2,4%. С учетом того, что RUT сейчас опустился на 8 % ниже его максимального июльского уровня и находится под его 200-дневной скользящей средней (DMA), инвесторы начинают задаваться вопросом, не является ли это продолжением растущей коррекции.

Одной из причин ожидания большего объема продаж является наличие некоторой схемы, вырисовывающейся в промежуточные периоды между выборами в США. К примеру, в течение последних четырех таких среднесрочных периодов SPX распродавался на 8%, 16%, 20% и 34%; с момента достижения его максимума до окончательного минимума проходило примерно 2-6 месяцев. В течение последних 6 месяцев наибольшая коррекция составляла  4,5% и потребовала всего 11 дней. 


Другая причина заключается в том, что SPX торгуется выше своей нижней полосы Боллинджера за 22 месяца по состоянию на 1 октября. То есть это на четыре месяца больше, чем даже в устойчивом бычьем периоде 1995-1996 годов. 


Значительное и устойчивое движение акций вверх не осталось незамеченным. Инвесторы идут дальше уже даже без краткого отрезка медвежьих настроений, которые были в любом периоде за последние 25 лет, в том числе даже в гипербычьем рынке 1990-х годов.


Почему американские акции являются такими исключительно сильными? Это не влияние макроэкономической среды. Пересмотренные данные по ВВП за 2 квартал, опубликованные на прошлой неделе, показывают рост на 2,6%; в 1990-е годы это был последовательный рост более 5%. Проданный ВВП (ВВП за вычетом изменения запасов) показывает, что потребление растет только на 2,3%, то есть по существу уровень роста остается без изменений за последние 2,5 года и немного ниже, чем во время предыдущих бычьих рынков.


Одной из причин сильной положительной динамики акций является ликвидность. Эта ликвидность, вероятно, достигла точки насыщения. Можно рассмотреть несколько источников ликвидности - Федеральную резервную систему США, корпоративных и традиционных инвесторов, - которые способствовали сложившемуся высокому спросу на акции. 

Пожалуй, самой спорной является ликвидность, исходящая от ФРС в виде ее постоянных операций на открытом рынке (POMO), когда ФРС покупает ценные бумаги с целью увеличения банковских резервов. Некоторая часть этой ликвидности повлияла на рынок акций либо напрямую, либо за счет веры инвесторов, что это будет косвенно вести к повышению цен. 
В любом случае, ежемесячные потоки POMO замедляются. В 2012 году ежемесячные потоки составляли $ 45 млрд., что эквивалентно $ 540 млрд. за год. С начала 2014 г. они были сокращены. В сентябре объем POMO снизился на 67 % до $ 15 млрд. Вполне возможно, что в октябре ФРС объявит об окончании POMO. Попутный ветер для рынка уходит. 

Во-вторых, толчок спроса на акции обеспечила корпоративная доля программ покупки, но эти программы также сокращаются в объемах. За последние 12 месяцев выкуп акций составил $ 539 млрд.; случайным образом эта сумма эквивалентна POMO в 2013 году. Во втором квартале 2014 года объем выкупа акций снизился на $ 50 млрд. (в годовом исчислении). Потоки были положительными, но темп покупок может говорить о начале периода спада. На графике ниже, более высокие объемы выкупа (синие столбики) соответствуют растущим акциям (красная линия). Два последних спада в величине выкупов были в середине 2011 года и середине 2012 года, в обоих этих периодах акции также упали. 


Наконец, похоже, что склонность инвесторов к использованию рычагов в покупке акций также ослабевает. Рычаг как доля рыночной капитализации достиг небывалого пика в феврале; с тех пор он застопорился. Очевидно, что растущий рычаг соответствует растущим акциям и наоборот. С рычагом на пике дальнейший сильный рост маловероятен. 


В качестве отступления хочется также отметить, что финансовые портфели домохозяйств уже включают в себя очень высокую долю акций. Даже год назад это не было так. В частности, стоит подчеркнуть, как сильно выросли эти вложения в акции совсем недавно. Это непосредственно связано с резким ростом цен на акции.


То же самое относится и к пенсионным фондам. Опять же, смысл не в том, что вложения в акции де-факто должны падать. Но в основном акции растут, когда существует недостаток инвесторов в этот актив. Однако сейчас это уже не так: оба графика выше и один ниже показывают резкий рост вложений в акции за последние два года. Также нужно принять во внимание уровень наличных денег (черная линия), который не снижается в течение последних 65 лет. Новые покупки акций должны последовать за продажей другого актива, а, как денежные средства, так и объемы вложений в облигации являются относительно низкими.


Таким образом, «попутный ветер» ликвидности акций, вероятно, ослабевает. Между тем, оценки акций растут. Оценка RUT уже находится на уровне значительной премии. Существует также основание для опасений, что маржа прибыли компаний с малой капитализацией достигла своего пика.


Таков обоснованный источник беспокойства для широкого рынка США. В течение последних двух лет SPX поднялся примерно на 45%. Около 70% этого роста последовало от многократной экспансии. Еще 15% - от расширения маржи и оставшиеся 15% - от роста продаж. Стагнация маржи, когда мультипликаторы уже пользуются большим спросом, оставляет рынок надеяться только на рост продаж. Если тенденция роста макроэкономики по-прежнему будет оставаться хорошим барометром роста корпоративных продаж, то скорость роста стоимости акций, скорее всего, приблизится к 2-3% (в реальном выражении).

0 коммент. :

Отправить комментарий