Поведение рынка в июне было, возможно, самым экстремальным за весь прошедший период 2013 года. Две доминирующие в текущем моменте движущие силы всей мировой финансовой системы - политика ФРС и состояние китайской экономики - чрезвычайно взволновали рынки в течение прошедшего месяца.
Выступление Бена Бернанке 22 мая, поднявшее вопрос о возможности сворачивания стимулирующей политики в ближайшем будущем, несмотря на очевидную предсказуемость, послужило катализатором для основной части рыночной активности в течение месяца. Ситуация усугублялась также серией поступающих из Китая сообщений о том, что были снижены ожидания в отношении перспектив роста, инфляции и промышленного производства, правящей партией чаще стали выделяться другие социальные факторы в качестве не менее важных по сравнению с экономическим ростом.
Реакция рынка была более чем ощутимой. Ставки по 10-летним государственным облигациям США выросли с 2,13% до 2,49%, достигнув максимума в 2,61% в середине месяца (и это уже после повышения уровня процентных ставок почти на 50 б.п. в мае). Фондовые индексы упали, в Европе в большей степени, чем в США, – так, индекс S&P 500 потерял 1,5%, DAX - 4,7%, а FTSE 100 - 5,6%. Драгоценные металлы продолжили свое снижение, цены на золото сместились вниз на 12,3% в течение месяца, а цена серебра ушла вниз на 11,7%.
Местные развивающиеся рынки акций вели себя крайне тревожно - Shanghai Composite потерял 14,0%, Brazilian Bovespa - 11,3%. Изменение доходности государственных облигаций США, заставившее инвесторов переоценить активы развивающихся рынков (ЕМ), в сочетании с фундаментальными рыночными волнениями и оттоками вложений привело к огромным колебаниям в сегменте как облигаций, так и акций на EM. Кроме того, Шанхайская межбанковская ставка предложения (SHIBOR) в июне стремительно выросла, в то время как Народный банк Китая отказался предоставлять ликвидность на напряженном рынке межбанковского кредитования. Ставка достигла максимума в 13,4% для суточной ссуды 20 июня, что соответствовало изменению -2,77% в день индекса Shanghai Composite. В качестве примечания интересно отметить, что Nikkei в течение месяца оставался практически без движения – возможно, все основные продавцы были вытеснены с этого рынка в апреле и мае, поэтому данный индекс оказался более устойчивым, чем это было в начале года.
В большей степени, чем в любом другом месяце этого года, в июне ощущался переломный момент в поведении инвесторов, в частности, в секторе государственных облигаций. Перекупленные сферы рынка продали больше всего, поскольку потоки вложений оказались резко отрицательными после пяти лет достаточно стабильных притоков средств во взаимные фонды облигаций.
Падение государственных облигаций также было обусловлено техническим давлением. В то время как рост, по ожиданиям, будет обусловлен инвестиционными потоками, снижение находится в абсолютной зависимости от решений по процентным ставкам. В связи с этим совершенно неожиданно и нелогично видеть фьючерсные контракты на евродоллары на сентябрь 2014 на отметке 99,25 по состоянию на 24 июня. При рассмотрении кривой доходности как показателя ожидаемых будущих процентных ставок эффективным является рыночное ценообразование на основе двойного повышения базовой ставки в течение следующих 15 месяцев.
Заглядывая вперед, можно предположить, что июнь может быть предвестником неустойчивого лета для рынков. ФРС должна выступать в качестве сдерживающего механизма нарушения тенденции, так как она запустила этот процесс – хорошая статистика может привести к усилению предложений по сворачиванию политики стимулирования, тогда как неудовлетворительная статистика может стать основой более благоприятной позиции ФРС. Такая ситуация наблюдалась в конце июня, тогда на фоне неудовлетворительных показателей экономического роста (в годовом выражении номинальный ВВП США незначительно уменьшился) мировые фондовые индексы выросли после слабого начала месяца. Поэтому не следует удивляться рынкам с ограниченными пределами в ближайшей перспективе - действительно, многие аналитики отмечают, что десятилетние ставки имеют фундаментальный потолок в 3%, а процентные ставки будут оставаться близкими к нулю. Другими словами, маловероятно, что кривая доходности может быть существенно круче, если только не сработает распродажа по техническим сигналам.
Европа по-прежнему вызывает обеспокоенность. Только статистика США, вероятно, повлияет на меры, принятые ФРС, поэтому легко представить себе сценарий, в котором показатели США остаются на уровне, и разговоры ФРС о политике сужения не прекращаются, но это приведет к слабости рынка в Европе (предопределенность отстающей динамики европейских индексов в июне). Текущая очевидная неспособность найти консенсус в банковском союзе в сочетании с чрезмерным регулированием и программой жесткой экономии означают, что Европа останется в трудном положении в обозримом будущем.
Также есть основания полагать, что существует значительный риск дезорганизации на долговых рынках, которые были довольно устойчивы по отношению к недавним рыночным встряскам. Здесь сохраняется несоответствие ликвидности большей части розничных продуктов, проданных в сегментах высокодоходных облигаций, займов, ипотечных ценных бумаг, долговых инструментов EM и т.д. Повышение доходности по государственным облигациям в сочетании с расширением спреда может привести к ощутимым потерям в комплексе долговых инструментов, который может оказаться под усиленным давлением, если инвестиционные потоки здесь также станут отрицательными.
Author: Chris Davies
0 коммент. :
Отправить комментарий